Веломедиа. Журнал о велосипедах

Обслуживание цепи и звезд велосипеда

Эксплуатация Ремонт
Цепь и звёзды

При регулярном использовании велосипеда износу подвержены цепи, передние и задние звёзды. Эти детали находятся в постоянном трении между собой - цепь растягивается, а звёзды стачиваются. Как следить за цепью, давайте разберемся.

На скорость износа цепи и звёзд влияют условия катания.В лесах и в грязи детали изнашиваются быстрее чем на шоссе и в парковом катании по велодорожкам. Зимой в городской среде с реагентами и грязью у этих деталей возникает повышенный износ.

Следите за чистотой цепи и звёзд, регулярная мойка/чистка/смазка увеличит ресурс всей вашей трансмиссии. Регулярность чистки и смазки в нормальных условиях 100-150 км, в тяжёлых условиях 50-70км. Всегда можно определить визуально необходимость данной процедуры: сухая цепь, налипший песок, засохшие комочки смазки, ржавчина или свист(скрип) цепи при катании.

Очистка трасмиссии без снятия цепи 


Как помыть цепь:

1. Лучше всего снять цепь при помощи специального инструмента – выжимки цепи или разомкнуть специальный замок цепи. Смотрите наш ролик, как разомкнуть цепь в домашних условиях;
2. Положить грязную цепь в баночку с растворителем (типа уайт-спирита или использовать бензин), подержать пару минут и встряхнуть баночку. Вся грязь с цепи и между звеньями уйдёт в осадок на дно баночки;
3. Если ваша цепь не имеет замка или у вас нет выжимки цепи, то можете для очистки использовать специальные спреи. Они так и называются – спреи для очистки цепи. Можно пользоваться очистителями дисковых тормозов или карбюраторов для автомобилей;
4. Чистим звёзды и пространство между ними щётками с грубым ворсом, но не металлическим. В продаже есть специальные велосипедные щётки для кассет, которые снимают всю грязь между звёзд;

Можете доверить нам все эти процедуры и получить личную консультацию механика по уходу за байком.

5. Надеваем чистую цепь на чистые звёзды и смазываем только цепь. Смазку наносим на каждое звено в небольшом количестве. Смазывать можно как специальными спреями, так и жидкими маслами (идеально подходит маслёнки для швейных машин). Выбор смазок на рынке огромный:

  • Есть смазки для влажной погоды и зимы (липкие, не вымываются, остаются слоем на цепи и требуют регулярного обновления каждые 50км, так как к остаткам смазки прилипает абразив-пыль и грязь);
  • Для сухой погоды (не притягивает пыль, не остаётся на цепи, после смазывания надо дождаться пока высохнет и образуется плёночка, легко вымывается при катании в дождь и по лужам);
  • Силиконовые смазки (не пачкают одежду, снижают трение и шум, отлично отталкивают влагу);
  • Для цепи преимущественно выбирают тефлоновые смазки (высокий показатель сопротивления к стиранию, долгая выработка и содержание антистатических компонентов отталкивающих пыль, долго надо сушить перед использованием).


Велосипедные щётки для кассет


Надо сказать, что wd-40 не подходит для смазки, это не масло. Им можно только промывать цепь (отлично разжижает высохшую старую смазку, вытесняет влагу и размягчают ржавчину). Если не хотите снимать цепь для очистки, отличный вариант, как альтернатива растворителю. Для этого надо сделать «пшик» на каждое звено цепи.

Не заливайте цепь машинным или подсолнечным маслом и помните, что все густые смазки используются для подшипников и резьбовых соединений, но никак не для цепей! При смазывании капаем на каждое звено цепи. Важно смазать ролики и внутренние части цепи. Внешнюю сторону звеньев смазывать не надо. Если вы используете спрей, то дозируйте нажатие аккуратно, чтобы частицы смазки не разлетелись на другие узлы велосипеда, т.к. попадание смазки на обода или дисковые тормоза чревато скрипом колодок и неэффективным торможением! После смазки всей цепи делаем несколько оборотов шатунов, чтобы смазка проникла равномерно по всей цепи, лишнюю смазку необходимо убрать тряпкой. Повторять несколько раз. Цепь не должна пачкаться, на ней должен остаться тонкий слой смазки, к которому не будет прилипать песок и пыль во время катания.

image


В последнее время популярно парафинить цепь, что мы советуем делать особенно в грязевых условиях и влаге. Износ парафинированной цепи минимален, к ней ничего не липнет, песок отскакивает, цепь всегда в чистом виде, да-да, совсем не пачкается - отсюда повышенное КПД цепи и редкое её обслуживание (при правильной процедуре парафин на цепи будет держаться около 500км)

Из минусов можно отнести смывание водой, если в дожди и по болотам катать, ну и процедура подготовки к такой смазке очень долгая и не простая – вряд ли подойдёт для обычных пользователей. Надо проваривать цепь в расплавленном парафине, а еще лучше, делать это на водной бане. В нижней банке вода, в верхней парафин, вода не нагревается выше 100 градусов, не давая подгорать парафину. Варить следует минут десять, «помешивая», чтобы парафин проник в полном объеме туда, куда надо. Перед вывариванием, цепь и вся трансмиссия разумеется должны быть вычищены до идеала (иначе не прилипнет) , а еще лучше начать парафинирование на новой трансмиссии. Процедура может быть проведена дома, на кухне, потому что расплавленный парафин не имеет неприятного запаха, не токсичен и не пачкает поверхности. 

Важно обращать внимание на частоту и правильность переключения:

  • Если Вы постоянно используете любимые звезды, помните, что на кассете и шатунах они будут изношены в первую очередь;
  • Меняйте соотношения звёзд для долгой службы;
  • Не допускайте перекоса цепи (см картинку ниже);
  • Увеличить срок службы дорогих звёзд можно используя три цепи попеременно каждые 500 км.

image
Made on
Tilda